- КОНОСАМЕНТ
- (англ. bill of lading; фр. connaissement) – документ, составленный по определенной согласованной форме и применяемый при морских перевозках грузов. Правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется с помощью положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ); нового Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) от 30 апр. 1999; Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, подпис. в Брюсселе 25 авг. 1924; Протокола об изменении Конвенции о коносаментах 1924, принятого в Брюсселе 23 февр. 1968; Протокола 1968 Конвенции ООН о морской перевозке грузов, принятой 30 марта 1978 (Гамбургские правила 1978); Международных правил толкования торговых терминов 2000 и др. нормативно-правовых актов, а также междунар. договоров России и обычаев делового оборота. Применение норм междунар. конвенций (договоров, соглашений) обусловлено участием в них России и (или) включением этих норм в отеч. законодательство (напр., § 3 гл. 8 КТМ РФ воспроизводит осн. положения Конвенции о коносаментах 1924, в применяемых российской стороной коносаментах содержатся условия, соотв. нормам Конвенции с учетом последующих дополнений и изменений). Особенно это важно учитывать в междунар. морских перевозках по К. В практике перевозок также применяются междунар. обычаи и правила, на к-рые при оформлении К. следует обязательно делать ссылки, иначе они не имеют юридич. силы. К ним относятся: Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, правила и обычаи морских портов (имеются в каждом порту) и т.п. Конкретные нормативно-правовые акты применяют в зависимости от того, что представляет собой К.: товарораспорядит. документ на груз, на основании к-рого владельцу предоставляется возможность распоряжаться этим документом так же, как и самим грузом (залог, купля–продажа и др.); расписку о принятии груза перевозчиком на борт судна; доказательство заключения договора мор. перевозки. Согласно ст. 143 ГК РФ К. отнесен к ценным бумагам, на него распространяется действие гл. 7 ГК РФ (регламентирующей требования к ценной бумаге, субъекты прав, ею удостоверяемых, передачу прав и исполнение по ценной бумаге, ее восстановление). В п. 2 ст. 785 ГК РФ подтверждается целесообразность договора о перевозке посредством составления и выдачи отправителю груза К. или иного документа, предусмотр. соотв. трансп. уставом или кодексом. Эта отсылка к трансп. законодательству означает применение КТМ РФ, в частн., его ст. 142–149. Различают линейный и чартерный К. В линейном подробно излагаются условия договора мор. перевозки, осуществляемой по заранее определ. расписанию на судоходных линиях между определ. портами. С его помощью регулируют взаимоотношения перевозчика не только с получателем, но и с отправителем груза. Чартерный применяется в трамповых перевозках (англ. tramp – бродяга; трамповая перевозка – без расписания, не на линии). В этом случае чартер регулирует правоотношения перевозчика и получателя груза, а К., выдав. отправителю, служит распиской о принятии груза на борт судна, а также товарораспорядит. документом. Условия К. должны совпадать с условиями чартера, к-рый обладает приоритетом перед К. Перечень включаемых в К. данных, определяемый ст. 144 КТМ РФ, не является исчерпывающим: по соглашению сторон он может быть расширен, в него могут быть включены иные данные и оговорки. Подписанный капитаном судна К. считается подписанным от имени перевозчика. В зависимости от того, в какой момент выдан К. (до погрузки груза на борт судна или после погрузки), различают К. бортовой и небортовой. Допускается обмен небортового К. на бортовой. Это важно для банков, т.к. ст. 18 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов предусматривает, что при отсутствии в аккредитиве др. указаний К. должен подтверждать наличие груза на борту судна. КТМ РФ предусматривает три вида К. как ценных бумаг: именной, ордерный, предъявительский. Именной К. передается по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установл. для уступки требования; ордерный – по именным или бланковым передаточным надписям; предъявительский – посредством простого вручения. «Чистым» называют К. без оговорок о дефектах груза. На «чистоту» К. не влияет оговорка «качество неизвестно». Иногда применяется практика выдачи в обмен на «чистый» К. «гарантийных писем», содержащих обязательство отправителя возместить перевозчику ущерб в случае возложения на него ответственности за принятый к перевозке поврежд. груз. Оговорка «количество неизвестно», внесенная в К., не снимает с перевозчика ответственность за груз, но обязывает предъявителя К. доказать, что имела место вина перевозчика в недостаче груза, а не вина отправителя. В К. чаще всего указывается лишь характеристика внешнего вида груза (напр., «погружен во внешне хорошем виде и состоянии» – тем самым констатируется только факт внешнего осмотра перевозчиком груза без принятия обязательства доставки его в таком же состоянии). Согласно ст. 145 КТМ РФ, если в К. не указано внешнее состояние груза, считается, что оно хорошее
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.